Сын полка

30 октября 2018 года не стало еще одного ветерана Великой Отечественной войны – Евгения Николаевича Ладынина.

Родился он 3 августа 1930 г. В предвоенные годы жил, как и многие сверстники, в семье без особого достатка в густозаселённом Дорогомилове. Отец работал на железной дороге, мать домохозяйка, жильё – комната в коммуналке. Живя в таких бытовых условиях, родители старались на время летних каникул отправить детей в деревню, где и воздух чище, и питание здоровее. Так и в 1941-м отправили Женю на свою родину в Смоленскую область к тёте, сестре матери. Не думали, конечно, родители, что отправляют сына на долгие годы в безвестность, обрекая себя на долгие годы переживаний за судьбу сына.

Ещё не закончились школьные каникулы, как немцы захватили деревню, где жили тётя с дочкой и с приехавшим погостить племянником. Долгие два года длилась оккупация Смоленщины. Двоюродную сестру Жени Марусю – она была на два года старше брата – фашисты отправили в Германию. Нужно было думать, как спасти от такой участи одиннадцатилетнего племянника. Приютить и спрятать мальчика согласилась соседка тёти Нюры. В деревне Давыдово было много однофамильцев, и Женя Ладынин вполне мог сойти за родственника Ладыниной, предостаставившей мальчику кров и оберегавшей его от напастей оккупации.

Два года выпали из детства. Политика захватчиков в полной мере проявила себя на судьбах миллионов детей и подростков, лишив их возможности учиться, нормально развиваться, чтобы стать полноправными гражданами своей страны. Фашистская доктрина предусматривала превратить население России в рабов.

В августе 1943 года войска западного фронта перешли в наступление в общем направлении на Смоленск, охватывая с юго-востока сильную группировку вражеских войск. Одновременно Калининский фронт своим левым крылом нанёс удар в юго-западном направлении. Опасаясь окружения, немецкие войска и их сателлиты начали спешно отступать на запад. В течение двух-трёх месяцев вся Смоленская и ряд прилегающих областей были очищены от врага. Картина, которую увидели солдаты и офицеры, освобождавшие занятые врагом населённые пункты, вызывала чувство жалости к мирному населению и лютой ненависти к захватчикам. Из руин и пепелищ разрушенных домов, землянок, уцелевших погребов появлялись измождённые голодом, одетые в тряпьё люди. Но это были родные лица, пережившие чёрные дни оккупации.

Ладынину Жене едва исполнилось тринадцать лет, когда он прибился к одной из воинских частей. Грязный, голодный, оборванный… Командир части, поддавшись просьбам солдат, понесших многочисленные потери в наступательных боях, нарушая его полномочия, приказал поставить ребенка на довольствие, солдаты быстро соорудили из подручного материала необходимую одежду, отмыли, и – появился сын полка, окружённый заботой (хочется добавить и – лаской). В Москве, на Дорогомиловской заставе, родители все те долгие два года ничего не знали о судьбе сына. В конце 1943-го года пришла весточка от сестры матери, тети Нюры, что Женя жив, зачислен «Сыном» 352-го Гвардейского Тяжелого Самоходного артиллерийского полка и убыл с наступающими войсками на запад. Недетское детство продолжалось.

Осенью 1944-го Гвардейский полк форсировал Одер. Шёл бой за овладение плацдармом на его западном берегу. В небе непрерывно висели вражеские самолёты, артиллерия наносила удары по позиции полка, пытаясь остановить наше наступление. Командир приказал Жене отправиться в землянку переждать обстрел. Здесь его и настигла беда: бомба угодила в блиндаж, где находился ребёнок. Когда солдаты откопали его из-под рухнувшей земли и обломков, он был без сознания. Командир части своим приказом, выражая волю личного состава, наградил Сына полка медалью «За отвагу» при форсировании реки Одер, которую и вручил ему за № 1532315 прямо в медсанчасти полка. Потом были бои за взятие Будапешта, другие эпизоды фронтовой жизни, всего уже и не вспомнишь… Да и не хочется вспоминать ему то чёрное время, которое принёс на нашу землю фашизм.

После войны переростком закончил семь классов, ремесленное училище, получил рабочую профессию токаря, в 1947 году был принят на завод «Красный Пролетарий», где проработал много лет.

 

-- Михаил Данченко, Совет ветеранов Фили-Давыдково